Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Дубневский детский сад общеразвивающего вида "Полянка" городского округа Ступино Московской области

Рабочая программа "Юный эколог"

Дополнительная образовательная программа по познавательно-речевому развитию "Юный эколог"

 Существующие программы для детского сада содержат раздел «Формирование целостной картины мира», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирования навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период позитивное отношение к природе, к «Рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог».  

Данная программа имеет цель: формирование у дошкольников осознанно – правильного отношения к окружающим природным явлениям и объектам.

Достижение  поставленной цели связывается с решением следующих задач:

1. Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.

2. Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе.

3. Формировать представление о том,  что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;

4. Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

1. С.Н.Николаева. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2 – 4 лет. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

2. С.Н.Николаева. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4 - 5 лет. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

3. С.Н.Николаева. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5 - 6 лет. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

4. С.Н.Николаева. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 – 7 лет. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

В структуре программы выделяются следующие основные разделы:

1. «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»

2. «Многообразие растений и их связь со средой обитания».

3. «Многообразие животных и их связь со средой обитания».

4. «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания».

5. «Жизнь растений и животных в сообществе».

6. «Взаимодействие человека с природой».

Реализация программы осуществляется по следующим принципам:

1. Постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала.

2. Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей.

3. Постепенное познавательное продвижение детей.

4. Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности.

5. Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.

Программа предусматривает проведение циклов наблюдений за растениями и животными в экологической комнате и на участке, ведение различных календарей, непосредственно образовательную деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, чтение экологических книг, участие в природоохранных акциях, экологических проектах.

Непосредственно образовательная деятельность организуется фронтально в форме факультатива. Количество занятий составляет 1 занятие в неделю продолжительностью от 15 минут (младшая группа) до 30 минут (подготовительная к школе группа) в соответствии с нормами СанПин.

21 октября 2019 в 13:57

Прикреплённые файлы:

yunyi-yekolog_m188n.doc | 837 Кб